Мошенничество ресурсоснабжающих монополистов при подключении к сетям

Главная Мошенничество ресурсоснабжающих монополистов при подключении к сетям

Схемы используемые ресурсоснабжающими монополистами при подключении к сетям

На территории большого числа субъектов Российской Федерации действует сложившаяся за долгое время коррупционная схема в сфере энерго и ресурсо подключения, включающая:
- незаконное требование у лиц, обратившихся за подключением (далее - заказчиков) к сетям энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения и т.п. (далее – подключение к сетям), организациями – монополистами в данных сферах (далее - монополисты), оплаты за такое подключение по необоснованно высоким тарифам, при установлении длительных временных рамок таких подключений, заведомо неинтересных заказчикам (годы);
- направление заказчиков сотрудниками монополиста в частные компании, которые могут «улучшить условия» подключения к сетям (далее - посредники) и как следствие - получение, после заключения и оплаты договоров с посредниками, гораздо лучших условий подключения к сетям, в части цены и особенно – в части сроков подключения к сетям, которые могут быть уменьшены до десяти раз по сравнению со сроками, первоначально предлагавшимися монополистом.
Такие действия обосновано квалифицируются действующим законодательством по ст. 179 УК РФ - принуждение к совершению сделки.
Данная схема работает на следующих факторах прямо затрагивающих интересы заказчика:
- сложности законодательной базы, регламентирующей подключение к сетям, которая полностью понятна только узкому кругу специалистов, что позволяет монополистам выдавать заведомо завышенные требования, в том числе финансовые, проверить обоснованность которых заказчику сложно;
- важности для заказчика фактора времени – для него экономически выгоднее пойти на денежные затраты, даже завышенные - сейчас, чем терять время, споря с монополистом в судах.
Так, для примера можно привести наиболее часто встречающийся случай - для технологического присоединения энергопринимающих устройств заказчика к электрическим сетям монополиста, не требующего от монополиста несения затрат по установке оборудования и протяжки сетей от точки подключения до участка заказчика, монополист требует с заказчика оплату в размере тарифной ставки (несколько десятков тысяч рублей за 1 кВт подключаемой мощности), умноженной на количество подключаемых киловатт, которая в сумме может достигать десятков миллионов рублей. При этом в законодательстве предусмотрено положение, согласно которому взимание платы в подобных случаях должно быть минимальным (только «за чернила»), и оплата, которую по закону может требовать монополист в подобных случаях, составляет сумму в пределах нескольких сотен тысяч рублей. Данные действия уже незаконны, поскольку в практике монополиста имеются решения Арбитражных судов о незаконности данного рода действий, о чем ему несомненно известно (однако в этой части рассматриваются действия попадающие только под юрисдикцию гражданского-арбитражного судопроизводства). Частная компания, на которую указывает сотрудник монополиста, «договаривается» с монополистом о снижении ставок за подключение к сетям, до законных размеров и о разумных сроках подключения к сетям, за что получает по заранее заключенному с Заказчиком договору суммы, меньшие, но соразмерные выставленным первоначально монополистом. В этом случае такая организация несомненно взаимосвязана с монополистом и этот факт не представляется затруднительным доказать (перечисление денежных средств на расчетные счета, учредители - взаимосвязанные лица, выполнение работ по подключению сотрудниками монополиста и т.д.)
Вышеуказанные действия в целом можно квалифицировать как принуждение к совершению сделки организованной группой (ст. 179 УК РФ) и мошенничество (ст. 159 УК РФ), в связи с тем, что лица, выстроившие вышеуказанную схему получения чужих денежных средств, принуждают к совершению сделки, знают о незаконности их получения, обманывают обратившихся за подключением к сетям заказчиков, и далее распределяют полученные средства между сотрудниками монополиста и сотрудниками посредника, совершая их хищение.
У посредника так же могут быть выявлены признаки ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство), так как по линии энергетики необходимо наличие лицензий и специальных разрешений.
Для выявления факта мошенничества необходимо доказать умышленность действий сотрудников монополистов по завышению тарифов и ухудшению условий присоединения к сетям при первоначальном обращении заказчиков, с целью последующего перенаправления заказчиков на частную контору – посредника, а также факт распределения полученной посредником прибыли между заинтересованными сторонами (в т.ч. сотрудниками монополиста).