Налоговые споры

Обжалование действий налоговых органов.

Разрешение налоговых споров.
Для положительного разрешения налоговых споров необходимо обращаться к адвокатам специализирующимся на налоговом праве, такие юристы есть в нашей коллегии.
В силу пункта 1 статьи 103 НК РФ при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.
Налоговые органы согласно статье 35 НК РФ несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников.
Убытки, причиненные вследствие неправомерных действий налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (пункт 2 статьи 103 НК РФ).
Пунктом 4 статьи 103 НК РФ определено, что убытки, причиненные проверяемым лицам, их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов, возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как следует из содержания данных правовых норм, к убыткам, подлежащим возмещению в полном объеме, относятся расходы, которые понесены проверяемым лицом в целях восстановления права, нарушенного неправомерными действиями налоговых органов при осуществлении ими мероприятий налогового контроля.
Камеральная налоговая проверка является формой налогового контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах (статья 87 НК РФ).
Данная деятельность осуществляется уполномоченными органами в порядке, установленном Кодексом (статья 82).
В настоящий момент в Налоговом кодексе РФ существует 5 систем налогообложения: общая, упрощенная, единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход и патентная система налогообложения. При этом общая система налогообложения применяется по умолчанию, если при регистрации создания новой организации не будет подано заявление о применении одного из спецрежимов налогообложения. Для общего режима налогообложения нет ограничений по избранному виду деятельности.
Предусмотренные законодательством 4 режима налогообложения, помимо общей системы (ОСНО), изначально были задуманы для субъектов малого бизнеса. Так как спецрежимы предусматривают налоговые льготы, то для их использования существует ряд ограничений (по видам деятельности, по размеру бизнеса и так далее).

Общая система налогообложения (ОСНО)

Основным налогом для организаций будет налог на прибыль организаций – 20% от прибыли. Для индивидуальных предпринимателей – 13% от доходов, так называемый подоходный налог или НДФЛ.
Помимо этих основных налогов, существует еще налог на добавленную стоимость – НДС, составляющий по общему правилу 18%, также существуют ставки 10% (например при продаже товаров народного потребления, одежды для детей) и 0% для экспортных сделок. Кроме того при общей системе налогообложения начисляется налог на имущество организаций.
Главным отличие общей системы налогообложения от специальных режимов, однозначно можно назвать НДС. В бюджет реально платится разница между «исходящим» НДС, который вы добавляете к стоимости покупки своим покупателям, и «входящим» НДС, который добавляют Ваши контрагенты на стоимость продажи Вам. Задача налоговых органов заключается в том, чтобы сумма налога, которую вы заплатите в бюджет, была больше. Соответственно, чтобы «входящий» НДС был предъявлен к вычету в меньшем объеме чем насчитан «исходящий». Поэтому налоговые органы особенно требовательны к заполнению счетов-фактур, к датам, указанным товарам и услугам, реквизитам контрагентов.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Самым распространенным из специальных режимов налогообложения является упрощенная система налогообложения (иначе называемая упрощенка). Лицо применяющее упрощенную систему налогообложения не платит налог на прибыль , НДФЛ, НДС и налог на имущество. Вместо чего устанавливается один налог: 6% с доходов или от 5 до 15% разницы между доходами и расходами (устанавливают регионы). Объект налогообложения можно выбирать раз в год.
Налоговым законодательством установлены основания по которым УСН не будет применяться. Например для организаций, невозможно применение упрощенки, если доход за девять месяцев 2012-го превысил 45 млн рублей. Или в текущем году вы заработали более 60 млн руб. Упрощенка не применяется также, если уставный капитал более чем на 25% состоит из вклада другой организации, также это невозможно, если у организации есть филиалы и представительствами.
При выборе упрощенной системы налогообложения налогоплательщик выбирает объект налогообложения (то с чего будет считаться налог). Существует два объекта налогообложения: «доходы» и «доходы за вычетом расходов».
Если количество документально подтвержденных расходов несущественное, то будет удобнее выбрать объект «доходы» и платить с выручки 6% налога. Из суммы налога можно вычесть до 50% в размере сумм платежей по страховым взносам в фонды (ПФР, ФОМС, ФСС).
При обратной ситуации, когда документально подтвержденных расходов достаточно – заработная плата и отчисления за работников в фонды (ПФР, ФОМС, ФСС), платежи агентам, расходы на аренду офиса и коммунальные платежи, оплата контрагентам за товары и материалы по договорам поставки, то выгоднее платить 15% с разницы между доходами и расходами.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

ЕСХН во многом напоминает упрощенную систему налогообложения. Основное отличие сельскохозяйственного налога от упрощенки заключается в том, что применять его могут исключительно сельскохозяйственные производители. Чтобы стать плательщиками единого сельскохозяйственного налога, такие производители должны сами выращивать (изготавливать), перерабатывать и продавать сельхозпродукцию. Подобная деятельности должна занимать долю в общем бизнесе как минимум 70%.
Схема, описанная в этом параграфе, скорее подойдёт для микро-предприятий или прочего сравнительно небольшого бизнеса. Она позволяет реально экономить на налогах, повышая уровень прибыльности общества. А это значит, что вырученные деньги можно распределять на развитие своего дела или использовать в качестве дополнительного вознаграждения. Как показы-вает практика, работа описанным далее способом помогает свести к минимуму ряд юридических рисков, связанных с кадрами, и уменьшить налоговое бремя в 4-5 раз. При этом выгода здесь может достигаться как для самих работников, так и для их работодателя.
Итак, вариантов существует много, но я предложу самый вы-годный с точки зрения экономии на уплате налогов и отчислениях в бюджетные фонды. Реализуется он через упрощённую систему налогообложения «ДОХОДЫ-РАСХОДЫ». Правда, нужно понимать и негативный аспект такой работы: используя подоб¬ный подход, ты лишаешь своего заказчика возможности возвратить НДС, что автоматически приводит к тому, что твоя услуга (работа) для него возрастает в цене на 18%.
На сегодняшний день ставка по упрощённой системе налогообложения «ДОХОДЫ-РАСХОДЫ» разнится в зависимости от территории. Это, кстати, ещё одно основание для того, чтобы задуматься, в каком городе выгоднее регистрировать своё юридическое лицо, при том, что работать такое предприятие может по всей России без исключения, открывая счета в любых банках. Например, в Санкт-Петербурге ставка вышеописанного налога с 2015 года становится 7%.
Предположим, у нас есть фирма, которая работает на упрощение «ДОХОДЫ-РАСХОДЫ». Самые большие затраты, как правило, у любого общества приходятся на закупку сырья, оплату труда работников и аренду. Если на сырье здесь никак не сэкономить, равно как и на аренде, то с зарплатой работников можно поступить очень хитро. Предложить работникам не трудовой договор, а гражданско-правовой, при этом оформив каждого из них в качестве ИП по упрощённой системе налогообложения «ДОХОДЫ» (ставка 6%). Таким образом, возникает ситуация, при которой существует некое юридическое лицо, которое по договору возмездного оказания услуг работает с рядом исполнителей, зарегистрированных в качестве ИП.
Что эта схема даёт работникам, и почему они должны согласиться? При таком раскладе работники получают ПОЛНОСТЬЮ БЕЛУЮ зарплату, с которой они делают минимальные официальные отчисления в адрес государства в размере 6% от выплаченного им вознаграждения. Их пенсия, социальное страхование и возможности по получению кредита значительно возрастают. Конечно, они теряют возможность оплачиваемого отпуска, но этот момент можно отдельно предусмотреть в вашем с ним контракте, прописав там подобные гарантии. Например, их можно за-крепить в качестве дополнительного ежегодного вознаграждения или возможного количества дней простоя в году и т.д. Что касается отчётов перед налоговой о деятельности ИП, то они предоставляются один раз в год, и стоит такая услуга у любого сторон-него бухгалтера не более 1,5 тысяч рублей за человека.
Что получает собственник бизнеса от использования описанной схемы? За счёт формирования дополнительной расходной части при сотрудничестве с ИП, предприниматель сокращает свою налогооблагаемую базу в 3-5 раз. В том числе экономия достигается и за счёт того, что у собственника бизнеса отпадает необходимость делать отчисления за трудоустроенные кадры в пользу государства.

Единый налог на вмененный налог (ЕНВД)


Единый налог на вмененный налог, как и упрощенная система налогообложения, заменяет 3 налога на один. Причем этот налог фиксированный и платится по конкретному виду деятельности. За каждый квартал платится фиксированный налог, в одном и том же размере, причем для налогообложения не важно, был ли у вас доход за квартал или не был.

Патентная система налогообложения (ПСН)


Патент, начиная с 2013 года, стал полноценной системой налогообложения. К сожалению применять ПСН могут исключительно индивидуальные предприниматели. При применении этой системы налогообложения, налогоплательщик освобождается от уплаты НДФЛ и НДС. Действуют следующие ограничения: численность сотрудников должна быть не более 15 человек; доходы не должны быть более 60 миллионов руб. в год; возможно только в рамках списка из сорока семи видов деятельности.